Типы клиентов WordPress-разработчиков и подходы в работе с ними #01

Типы клиентов WordPress-разработчиков и подходы в работе с ними

Создавая сайты на WordPress, как фрилансер, я усвоил одно: в этой сфере существует множество типов клиентов. Отношения, которые я строил с заказчиками, всегда развивались динамично. И очень сложно сказать заранее, во что выльется каждое новое сотрудничество. После того, как мне пришлось поработать с самыми разными людьми, я понял, что главное в этом деле — правильно расставить приоритеты.

Нужно чётко понимать, чего хочешь от отношений с заказчиком, и отталкиваться от этого. Я имею в виду, что нужно определиться, сколько вы хотите заработать, как должно выглядеть ваше портфолио, как далеко вы можете зайти, чтобы удовлетворить требования клиента. И все это желательно определить ещё до начала сотрудничества.

Очень сложно определиться с этими аспектами, когда вы новичок. Люди будут давать вам всевозможные советы по выбору заказчиков. На выработку собственного «чутья» уйдет время, нужно набраться личного опыта.

Я не стану одним из таких советчиков. Я просто опишу, какие типы клиентов встречались мне в сфере веб-дизайна и веб-программирования на WordPess. Я также вставлю свои пять копеек по тому, как нужно работать с каждым типом. Не стесняйтесь делиться своими комментариями под статьёй! Итак, настало время раскрыть карты.

Клиент «В спешке»

Можете расслабиться: на самом деле этот человек не сильно и спешит.

Он только хочет, чтобы вы по первому зову откликнулись на его просьбы, когда все ресурсы, нужные для начала вашей работы, будут собраны (это может быть контент, исходники, разрешение руководства, оплата и все что угодно).

Обычно, когда люди говорят, что они очень спешат, они на деле сильно нервничают (например, из-за очень сжатых сроков) и не могут точно сказать, что им от вас нужно. А нужно им почти невозможное: самый лучший в мире сайт, причем сделать его нужно было ещё вчера.

Такой клиент также слабо представляет, сколько еще работы осталось по его части. Он не хочет говорить вам о своих целях, но может в общих чертах рассказать, о чём должен быть сайт, кто его главные конкуренты и все в таком духе. Он хочет, чтобы разработчик читал его мысли и тут же их реализовывал. По мере их появления в его голове.

Мой совет в работе с таким клиентом прост – никогда не давайте никаких гарантий, что уложитесь в срок, назначенный им. Вы можете сказать, что сделаете всё возможное, чтобы ускорить разработку, но настаивайте на своей оценке (которую я рекомендую задокументировать письменно). Поверьте, они сами вряд ли будут торопиться.

Когда они, наконец, отправят вам детали, нужные для выполнения ваших задач, они сразу же примутся торопить вас. Не сердитесь. Установите свои сроки чётко, и в переговорах делайте упор на качественном выполнении работы.

Вы можете также намекнуть, что если они будут постоянно вас торопить, то и получат поспешно слепленный продукт. А этого никто не хочет. Если им нужно качество, они могут подождать. И «ожидание» их не убьет — на разработку сайтов требуется время. Не бесконечность, а всего-лишь время.

И помните всегда, что в том, что они задержали проект до последней минуты, вашей вины нет. Просто сконцентрируйтесь на качественном выполнении своей работы (но соблюдайте оговоренные сроки), помня, что хорошо сделанная работа сейчас принесёт вам еще больше работы в будущем.

Если ваши сроки не устраивают клиента, дайте ему возможность отыскать более сговорчивого исполнителя.

Клиент «Я сделаю тебя богатым»

Иногда вы можете столкнуться с людьми, которым кажется, что у них уже есть всё. И «всё» в данном случае означает только наличие идеи в голове (без бюджета, без плана и т.д.).

Они думают, что их оригинальная задумка уже на старте принесет как минимум 10 миллионов уникальных посетителей в месяц, ну просто потому что она замечательная. Есть клиенты, которые мыслят именно так. И говорят они примерно такие слова: «Если ты сделаешь мне скидку, позже ты разбогатеешь, потому что ссылка на тебя будет в футере моего сайта».

Вот здесь нужно остановиться.

Во-первых, ссылка на мой сайт есть в футере любого сайта, который я создаю, и поверьте, я до сих пор еще не разбогател, вопреки обещаниям этого клиента.

Во-вторых, а почему он решил, что заслуживает скидку?

Лично я бы рассматривал возможность скидки для некоммерческих проектов и людей с разными альтруистическими побуждениями, которые не просят об этом. Если размышлять в этом ключе, почему полностью физически дееспособный, заботящийся только о своих интересах клиент с прибыльным бизнесом заслуживает скидку? Только потому, что им кажется резонным урезать ваш гонорар за ссылку в своём футере, которая принесёт вам богатство? Я так не считаю.

Такие клиенты не сделают вас богатыми. Они вообще не будут благодарны вам за вашу работу, так как даже не считают её стоящей полной оплаты. Если человек разбогател сам, он чётко понимает, сколько трудностей и усилий за этим стоит, он не будет такими способами разводить хорошего программиста на дешёвую работу.

Есть ли исключения по типу «из грязи в князи»? Конечно, и такие предложения бывают потенциально прибыльными. Но зачем вам рисковать, если вам в первую очередь нужно строить свой собственный бизнес?

У этого типа заказчиков есть вариации:

Я не против потратиться на ваши услуги, если вы докажете, что это принесёт мне в будущем больше денег

Не ваша работа убеждать людей, что у них перспективный бизнес. Веб-сайт — это не бизнес. И хорошо сделанный веб-сайт — не гарантия процветания любого дела.

Также есть такой вариант:

Я направлю к вам уйму клиентов, если мы хорошо сработаемся, у меня много знакомых

Клиенты, которые могут привести к вам новых клиентов, – это люди, у которых уже есть реальный бизнес. Потому что они знают других людей с реальным бизнесом, которым нужны сайты.
 Справиться с таким клиентом можно, настаивая на своих расценках, направляя разговоры исключительно на детали проекта (а они часто будут съезжать на другие темы о своих мечтах и перспективах), и не проявляя какого-либо интереса к их задумке сделать вас богатым в качестве побочного эффекта их собственного обогащения. Не ведитесь. Не пытайтесь сочувствовать, но и не будьте с ними грубы. Просто оставайтесь профессионалом.

Клиент «А можем ли мы сделать это и вот это»

Этот клиент совершенно не понимает, сколько работы и денег понадобится для реализации всех его задумок на сайте. Он также часто говорит: «То, что я хочу сделать – очень просто”. Если вы услышите такое от заказчика, имейте в виду, что на деле ему нужно нечто вовсе не «простое». Он просто хочет сбить цену за разработку.

Они спрашивают вопросы типа: «А можно ли сделать так, чтобы пользователи автоматически привязывались к моей кастомной базе данных, а потом заказы с WooCommerce отсылались на мою внутреннюю POS-систему, мой центр обслуживания и систему учёта? Ну и конечно, мне нужно «привлекать» посетителей, так что мне нужен форум, опросники, как на BuzzFeed. Тут нет ничего сложного».

Это я преувеличил, конечно, но только потому, что частично так и бывает с реальными клиентами, когда они преподносят вам свои требования.

Как справляться с такими заказчиками? Я обычно говорю им следующее: «Возможно практически все, вопрос только в цене». И потом выдаю им приблизительную оценку, сколько будет стоить реализация всех их придумок. Не нужно тратить много времени на слишком детальную оценку. Для начала хватит приблизительной, чтобы понять, хотят они за это платить или нет.

Немаловажно сказать клиенту (причём это очень важно для вас обоих), что когда список задач по проекту слишком разрастается, процесс их реализации значительно замедляется, и для всех сторон такая ситуация становится стрессовой. А когда объем работы разбит на небольшие задачи, с ними быстрее справляешься, и они кажутся легче.

В WordPress почти всегда можно докрутить желаемые фишки потом. Да, всегда полезно планировать на будущее. Но функционал по типу форума и расширений WooCommerce не должны тормозить процесс разработки прямо сейчас, если клиент и без них может прожить некоторое время.

Некоторые заказчики придут к вам на стадии, когда придёт время прикрутить все фишки. Вы узнаете этот момент, когда клиент перестанет жаловаться на дороговизну расценок. Он уже походил по разработчикам, и чётко выяснил, во сколько ему обойдётся весь желаемый функционал.

Если такой большой проект вам под силу, не стоит за него браться. Но если вы ещё не сталкивались с таким запутанным и крупным заказом ранее, лучше серьёзно проанализируйте то, во что ввязываетесь. Совет: оцените, сколько поддержки вам придётся оказывать клиенту уже после завершения проекта и готовы ли вы на такие временные затраты. Теперь всё не так просто, не правда ли?

Клиент «Всё круто»

Если не считать самых организованных людей на планете, эти клиенты — лучшие. У них также получаются лучшие в мире сайты, потому что они не слишком мешают в процессе разработки, давая экспертам делать то, что у них лучше всего получается.

Несмотря на то, что такие клиенты — просто подарок для фрилансера, иногда они могут быть слишком беспечными. Просто помните, что иногда вам всё же нужно направление в работе, чтобы добиться лучшего результата. Если все всегда «КРУТО», постепенно вам придётся брать ответственность за принятие решений на себя, не получая от заказчика конструктивной критики или другого напутствия. Например, если вашему клиенту нравятся все цвета, вам будет очень сложно определиться, какие оттенки выбрать для дизайна логотипа.

Обычно такие крайности не встречаются: большинство клиентов, у которых есть свой бизнес, приходят уже с готовыми логотипами и предпочтениями по цветовой схеме, так что реализовать их требования будет проще.

Здесь всё сводится к общению. Постарайтесь удержать таких клиентов, они — редкость.

Клиенты «Это всё еще не так, как я хочу»

Такой клиент будет просить вас починить что-то, что съехало на один пиксель… постоянно.

С ними мало что можно сделать, кроме как распознать их характер заранее. Так можно будет хотя бы морально подготовиться к предстоящим бесконечным правкам. Постоянное совершенствование, шлифовка результата в веб-дизайне — это хорошо. Дизайнеры любят, чтобы все было «pixel perfect». Но элементы самого сайта не могут всегда быть идеально выровнены, так как они не статичны.

Всё же, нам нужно сделать всё возможное. Так что с таким клиентом мы тоже справимся: если эти недостатки — ваша вина, просто исправьте их. Но затем, на определённой точке нужно остановиться.

Как? Нужно потребовать от клиента «официальный» список правок, в котором он сможет указать на все ошибки и упущенные моменты, которые он хочет доработать. Когда «заверенный» список правок выполнен, проект стоит завершить. Если этого не сделать, вы будете бесконечно его дорабатывать, пока не придётся продать последнюю рубаху, чтобы удовлетворить этого непомерно требовательного заказчика.

Если эти несовершенства якобы входят в оговоренный список правок и повторяются из раза в раз, попытайтесь сделать для самого клиента подробную инструкцию, как править подобные вещи самостоятельно. В этом и состоит смысл создания сайта на WordPress.

Заказчик такого типа также будет проверять сайт в различных браузерах и на различных устройствах. Они будут тестировать его в энергосберегающем режиме, в режиме ночного просмотра, и будут постоянно жаловаться, что в каком-то из этих сценариев сайт выглядит неидеально. Единственный способ удовлетворить подобные требования такой: Разрабатывать сайты с адаптивной версткой и заранее оговаривать, в каких конкретно размерах экрана и версиях браузера сайт должен работать идеально (и уточнить, как именно он должен выглядеть).

Сделать в договоре статью, в которой указать, что вы можете только принять необходимые меры по стандартизации сайта, но вы не будете обновлять его для каждой отдельной устаревшей и будущей версии браузеров или устройств.

Как вариант, заложите в вашу изначальную оценку большой запас времени для отладки кроссбраузерности и кроссплатформенности.


Попадали ли ваши клиенты в какой-то из перечисленных выше пунктов? Может вы сами являетесь таким клиентом? Не стесняйтесь, комментируйте и давайте подискутируем над материалом статьи :-)

Типы клиентов WordPress-разработчиков и подходы в работе с ними #01: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Согласие на обработку персональных данных © 2024 Alexander Kadyrov
Яндекс.Метрика